Мы приводим текст интервью Виктора Питернова журналу «Наши деньги». – Виктор Иванович, почему все-таки решили переименовать банк? – Все очень просто. Мы не могли оставаться Банком ВЕФК ни по экономическим, ни по этическим соображениям. ВЕФК серьезно подпортил свой имидж осенью прошлого года, потом произошли все эти истории с арестом прежних собственников и топ-менеджеров, банкротства банков, ранее входивших в одну группу с Банком ВЕФК (речь идет о структурах Восточно-Европейской финансовой корпорации, сокращенно ВЕФК. – Ред.). Так что отказ от этого названия был, в общем-то, предрешен. – Какие названия обсуждались? Почему в конечном итоге остановились на «Петровском»? – Решение вернуть банку его первоначальное имя возникло весной этого года – накануне внеочередного собрания акционеров. Другие названия даже не обсуждались. Да и зачем? «Петровский» – хорошо известный в городе брэнд. Даже череда последовавших переименований банка, произошедшая в последние несколько лет, его не испортила (в 2000 г. «Петровский» стал «Петровским народным банком», в 2002 г. переименован в МДМ-Банк СПб, в 2006-м – в Банк ВЕФК. – Ред.). Для нашего города «Петровский» во всех смыслах является позитивным брэндом. Даже стадион, где играет петербургский «Зенит», носит это название. – Как удалось разобраться с далеко не лучшим наследством, которое оставили прежние акционеры? – Действительно, наследство досталось не самое лучшее. Но Агентству по страхованию вкладов, которое занималось санацией банка, удалось серьезным образом выправить ситуацию. Вы знаете, что многие выданные в свое время банком кредиты не были обеспечены должным образом. АСВ во многом удалось разрешить эту проблему. – Можно ли сказать, что все «плохие» активы взяло на себя государство, оставив банку только «хорошие»? То есть банку не грозит проблема «плохих» долгов, и вы в более выгодной позиции, нежели конкуренты? – Возвратом «плохих» долгов занимаемся, как говорится, всем миром: и банк, и наши акционеры, включая АСВ, все активно участвуют в процессе. О конкретных форматах, юридических тонкостях этой работы мы будем подробно информировать по мере получения конкретных результатов. Одно можно сказать определенно: для нас проблема «плохих» долгов уже позади. И это одно из наших несомненных преимуществ перед конкурентами. – Новая команда топ-менеджеров приступила к работе в мае этого года. Какое впечатление произвел на вас банк, что удивило, порадовало, огорчило в период знакомства? – Я думаю, вы прекрасно понимаете, что новая команда топ-менеджеров, пришедшая из НОМОС-банка, осведомлена была обо всех положительных и отрицательных сторонах работы ВЕФКа. Ведь всему этому предшествовали многочисленные и продолжительные переговоры между АСВ – с одной стороны, НОМОС-банком и ФК «Открытие» (этим структурам в настоящее время принадлежит по 25% акций «Петровского». – Ред.) – с другой стороны. Так что и я, и мои коллеги прекрасно представляли весь предстоящий объем работы. А огорчало в общем-то только одно: низкий уровень доверия к банку со стороны клиентов в тот момент. Причем это чистая психология. Вы наверняка помните, что Банк ВЕФК задерживал платежи юридических лиц в октябре прошлого года в течение двух-трех недель. С приходом АСВ ситуация с платежами полностью нормализовалась. Однако с последствиями этого непростого периода в работе банк продолжал сталкиваться на протяжении последующих нескольких месяцев. Вернуть старого клиента – процесс более тяжелый, чем привлечь новых. Это бесспорно. Но весной ситуация начала выправляться. Так, к примеру, сейчас у нас открывается в среднем 270 счетов юридических лиц в неделю. В начале года этот показатель был около 100. Остатки на счетах корпоративных клиентов за лето выросли на 20%. Аналогичная динамика – по физическим лицам. – Какую роль играет государство, конкретнее – АСВ, в нынешней оперативной деятельности банка? – Представители АСВ составляют большинство в совете директоров банка – так обеспечивается контроль за работой правления «на высшем уровне». Оперативная работа отдана на откуп правлению. Плюс к этому, как я уже говорил, мы тесно работаем с АСВ в части управления кредитным портфелем банка и залогами. – Ходили разговоры, что многие пенсионеры, которые получали пенсию на счета в ВЕФК, перешли на обслуживание в Сбербанк… – Нет, эта информацию абсолютно не соответствует действительности. Мы как раньше, так и сейчас обслуживаем около 1,5 млн пенсионеров. Причем как в почтовых отделениях, так и непосредственно в офисах «Петровского». Более того, в августе для пенсионеров внедрили специальную программу потребительского кредитования. Так что для нас эта социально значимая категория клиентов, безусловно, очень важна. – Вы наверняка обсуждали стратегию развития банка в будущем. Какие ключевые направления можно выделить? Как собираетесь привлекать и удерживать клиентов? – Мы провели серьезную работу по сегментированию клиентской базы, чтобы для каждой группы клиентов выработать собственную стратегию взаимодействия. Это касается и юридических, и физических лиц. Первым результатом этой работы стало внедрение специализированных программ кредитования предприятий малого и среднего бизнеса – это если говорить о юрлицах, и программ потребительского кредитования пенсионеров – для частных лиц. Кроме того, в начале сентября «Петровский» пересмотрел действовавшую ранее линейку вкладов – она стала более понятной и четко ориентированной на потребности клиентов. Думаю, что в ближайшие два-три месяца мы приступим к более активному кредитованию корпоративных клиентов. Ресурсы для этого есть. – Летом вы сократили петербургскую сеть офисов банка с 200 до 170. Решение неоднозначное. Все-таки для банка, позиционирующегося как розничный, большая сеть — рыночное преимущество… – Это бесспорно. Но большая сеть не может и не должна быть самоцелью для банка – величина сети должна соответствовать экономическому результату деятельности. У нас же сеть была избыточной, офисы во многом дублировали друг друга. Произошедшее 15-процентное сокращение сети, как вы понимаете, абсолютно не катастрофично. Клиенты, которых все устраивало в нашем банке, просто перешли на обслуживание в соседний офис. В большинстве случаев соседний офис находится в пешей доступности от закрывшегося. – Как вы оцениваете общую ситуацию на рынке банковских услуг? Ожидать ли каких-то осложнений? — Думаю, пик кризиса наша банковская система прошла. Но российская экономика будет восстанавливаться не один и не два года. Поэтому рассчитывать на скорое решение проблемы невозврата долгов, нависшей над российскими банками, пока не приходится. Так что проверки на прочность могут продолжиться. Однако очевидно также, что готовность банков к ним сейчас на более высоком уровне, нежели год назад.
Журнал «Наши деньги», №10 (66).